Облицовочный кирпич в архитектуре

Краткий гид по кирпичным архитектурным стилям

Горожане часто произносят фразу «кирпичная архитектура», невольно объединяя в одну категорию здания самых разных эпох и стилей. Однако в истории искусства действительно встречаются направления, где кирпич как строительный материал играет ведущую роль. Strelka Mag и BRAER подготовили краткий гид по «кирпичным» стилям Европы — с примерами и характерными чертами, которые помогут вам лучше ориентироваться в этой теме.

Кирпичная романская архитектура

Собор в Ратцебурге, построенный в 1154–1220 годах. Фото: wiki.commons

О направлении : «кирпичный романский стиль» — термин неофициальный и нераспространённый. Так называют направление в архитектуре, которое сложилось в Северной Германии, Дании, Польше и Швеции в XII веке. В Европе тогда господствовал романский стиль, и северные регионы позаимствовали его эстетические принципы. Однако в этой части континента не было запасов камня, гранита, мрамора или песчаника, поэтому здания — в основном соборы — пришлось строить из обожжённого глиняного кирпича. Технологией кирпичного строительства с северянами поделились мастера из Ломбардии.

Характерные черты : полуциркульные арки и своды, массивные стены с узкими проёмами окон, кирпичные храмы-крепости и замки-крепости.

Пример : церковь Святого Бендта (Рингстед, Дания)

Это здание, построенное во второй половине XII века, считается самой старой кирпичной церковью в Дании. Здесь находится усыпальница средневековых датских королей, в том числе Вальдемара I Великого. После пожара 1806 года здание частично перестроили, а его кирпичные фасады покрыли цементом. Только в начале XX века церкви вернули первоначальный облик.

Ганзейская готика

Церковь Святого Николая и городская ратуша в Штральзунде. Фото: wiki.commons

О направлении : на смену кирпичной романике быстро пришла готика. Краснокирпичные соборы и ратуши выросли по всему побережью Северного и Балтийского моря от Нидерландов до современной Эстонии. Наибольшую популярность этот стиль получил в городах Ганзы, поэтому кирпичную готику часто называют «ганзейской». Исследователи выделяют её как полноправное архитектурное направление, а журналисты и блогеры регулярно выпускают тематические маршруты и гиды. В XVI веке кирпичная готика преобразовалась в «кирпичное Возрождение», но оно практически неотличимо от предшественника и редко рассматривается в качестве самостоятельного стиля.

Характерные черты : краснокирпичные фасады, отсутствие статуй и украшений, высокие башни, использование орнаментов.

Пример : церковь Святой Марии (Любек, Германия)

Один из немногих декоративных элементов этого здания — контраст между красными кирпичными стенами и бирюзовой крышей. На фасаде отсутствуют статуи или барельефы, что характерно для большинства сооружений в этом стиле. Кирпичная техника не позволяла архитекторам строить сложные каркасные конструкции, поэтому выразительность церкви Святой Марии подчёркивают способы кладки, цвет и фактура кирпичей. По высоте центрального нефа — 38,5 м — она занимает первое место среди всех построек кирпичной готики.

Нарышкинский стиль

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Филях, основан Львом Нарышкиным в 1689. Фото: depositphotos ​

О направлении : нарышкинский стиль — сравнительно недолгий период в истории русской архитектуры, который продлился с 1680-х до 1710-х годов. Его также называют нарышкинским барокко, хотя он испытал влияние и маньеризма, и Ренессанса, и даже готики. Этот этап ознаменовал проникновение западных архитектурных традиций в Россию. Нарышкинский стиль представлен в основном церквями в усадьбах Москвы и Подмосковья, многие из которых принадлежали боярам Нарышкиным. На это же время пришлось распространение в стране кирпича, благодаря которому строительство зданий стало дешевле и качественнее. Кирпичную кладку «нарышкинских» церквей покрывали штукатуркой, поверх которой иногда заново рисовали кладку.

Характерные черты : ярусность, симметричность, применение элементов ордера, сочетание красного кирпича и белого камня или гипса.

Пример : храм Воскресения Христова в Кадашах (Москва, Россия)

Храм в Кадашах — одна из самых первых церквей, построенных в нарышкинском стиле. Её возвели в 1687–1695 годах на деньги купца Кондрата Добрынина. Здание практически полностью кирпичное, лишь в некоторых местах кладка выполнена из белого камня. Вот как его описывала реставратор Гали Алфёрова, которая исследовала храм в советские годы: «Кирпичная кладка сделана с необычайной тщательностью и точностью. Швы одинаковой толщины не отклоняются ни от отвеса, ни от уровня, создают строго вертикальные стены; оконные откосы и проёмы тоже не имеют никаких отступлений. Это мы проверяли, прикладывая в различных местах стен фугованные рейки; они подтвердили точность кладки, выполненной мастерами XVII века».

Неоготика

Одно из самых известных неоготических сооружений — Вестминстерский дворец на набережной Темзы в Лондоне. Фото: depositphotos ​

О направлении : во второй половине XIX века одним из доминирующих стилей Европы стала неоготика. Архитекторы обращались к наследию средневековых мастеров и вдохновлялись им при проектировании соборов, замков и промышленных зданий. В качестве облицовочного материала зодчие часто выбирали неоштукатуренный кирпич, как и их предшественники из Ганзы. Результаты промышленной революции значительно упростили производство материалов: если раньше каждый кирпич формировали вручную, сушили только летом и обжигали в напольных печах-времянках, то в XIX веке появились кольцевая обжиговая печь, ленточный пресс и глиномялки. Кроме того, железные дороги позволили намного быстрее подвозить красный и жёлтый кирпич, шифер, черепицу и другие материалы к местам строительства.

Характерные черты : каркасный свод, зубчатые стены, кирпичные пилястры, чугунные дорические колонны, резная лепнина, шпили, вытянутые вверх конструкции.

Пример : гостиница St. Pancras Renaissance London Hotel (Лондон, Великобритания)

В Великобритании неоготика заметно проявилась в викторианской архитектуре: неоготический облик получили вокзалы, жилые дома, правительственные здания, публичные учреждения и соборы. Один из самых ярких примеров этого направления — «Мидленд Гранд Отель» (сегодня — St. Pancras Renaissance London Hotel), который одновременно служит фасадом железнодорожного вокзала Сент-Панкрас. Его спроектировал архитектор Джордж Гилберт Скотт при участии инженера Уильяма Барлоу. Главный фасад гостиницы сделан из недожжённого кирпича и покрыт дымовыми трубами и зубчатыми фронтонами, благодаря чему контрастирует с минималистским дебаркадером вокзала.

Кирпичный стиль

Женская гимназия (1883—1885), Красноярск. Фото: wiki.commons

О направлении : к концу XIX века российские архитекторы отказались от штукатурки и из соображений экономии оставляли кирпичные фасады своих зданий «голыми». «Выразительность построек при этом достигалась использованием рельефной кладки, узор которой выделялся пластикой и цветом», — пишет Эржан Юсупов в «Словаре терминов архитектуры». Так называемый кирпичный стиль сформировался в Санкт-Петербурге и постепенно распространился по другим городам Российской империи.

Характерные черты : рационализация архитектуры, отсутствие штукатурки и лепных украшений, использование изразцов, терракотовых вставок и цветного кирпича.

Пример : фабрика А. И. Ниссена и Доходный жилой дом

В кирпичной архитектуре Российской империи особо выделяются работы Виктора Шретера и Иеронима Китнера, например их Доходный жилой дом на набережной Фонтанки, совмещённый с фабрикой. Согласно подсчётам, опубликованным в журнале «Зодчий» в 1873 году, отказ от штукатурки существенно сократил стоимость работ: кирпичный фасад оказался на 25 % дешевле штукатурного. В первоначальном проекте здание должен был украшать редкий глазурованный кирпич, но подрядчик в последний момент отказался от заказа, и материал заменили чуть более дорогими коричневыми глазурованными плитками.

Экспрессионизм

Anzeiger-Hochhaus в Ганновере (1928). Фото: Visit Hannover

О направлении : экспрессионизм в архитектуре сформировался в начале XX века в Германии. Использование традиционного кирпича в строительстве стало частью программы создания «новой Германии» после разрушения городов в Первой мировой войне. Кирпич символизировал надежду и ожидание светлого будущего в послевоенную эпоху. Гамбургский архитектор Фриц Хёгер писал : «Кирпич бытует не только в Германии, но его, тем не менее, можно назвать немецким, так же как немецкий дуб, потому что в нем живет дух народа».

Характерные черты : фасады из тёмно-коричневого кирпича и клинкерной плитки, техника «кирпичной гребёнки», искажение реальных форм объектов, гротескность и нарочитая заострённость архитектурных форм.

Пример: «Чилехаус» (Гамбург, Германия)

Фото: Hauke Hass

Заказчик этого здания Генри Сломан разбогател на ввозе селитры из Чили — отсюда и название. За три года на строительство складского здания ушло 4,8 миллиона кирпичей. Своими вертикальными линиями «Чилехаус» отсылает к кирпичной готике, а его заострённая форма напоминает нос корабля. Для облицовки стен использовался тёмный клинкерный кирпич, обожжённый вместе с торфом, а также фигурная кладка, создающая многоуровневость здания.

Директор по маркетингу BRAER

Большую часть истории кирпич считался исключительно строительным материалом. Зодчие ценили его за прочность и доступность, но на внешний вид особого внимания не обращали. Сегодня ситуация скорее противоположная. Кирпич остаётся самодостаточным и надёжным материалом, но архитекторы, строители и продавцы делают ставку именно на эстетику кирпичной кладки. Гладкие и рифлёные поверхности, разные цвета, декоративные включения — технологии позволяют играть с обликом кирпича, превращая этот материал из строительного в «дизайн-строительный».

Современная история кирпичного строительства только набирает обороты, и с каждым годом всё больше людей отдают предпочтение этому материалу. Доверять чему-то проверенному гораздо проще, чем экспериментировать с новыми материалами. Конечно, будут появляться разные альтернативы, но кирпич — краеугольный камень всей индустрии. Вряд ли получится чем-то его заменить.

Несмотря на то что кирпич считается классическим материалом, назвать классическим его производство уже нельзя. Мы каждый день модернизируем процессы на заводах: увеличиваем число точек контроля, улучшаем очистку сырья, используем новые приёмы в обжиге и сушке материала. В этом смысле BRAER старается быть пионером индустрии.

Читайте также  Как выложить трубу из кирпича для печки?

Есть три направления, которым мы в BRAER уделяем особое внимание: качество строительного материала, его геометрия и эстетика. Качество — это набор физико-технологических характеристик, которые влияют на прочность, теплопроводность, влагоустойчивость и, как следствие, долговечность здания. От геометрии зависит, насколько дом будет «ровным». Это важно, поскольку облицовочный кирпич BRAER — часть конструктива внешних стен. За геометрией мы следим не менее пристально, чем за качеством. И, конечно, внешний вид: разнообразие цветов, поверхностей. Это лицо нашего бренда, которое позволяет сразу отличить кирпич BRAER от продукции других производителей.

Кирпичи. Интересней, чем кажутся

Давно собиралась написать статью о кирпичах. Даже, лучше сказать, о различных непривычных кирпичных кладках. После того, как мы с Аидой Саиди поучаствовали в конкурсе от фирмы «Braer», у меня появилась целая подборка на кирпичную тему. Потом оказалось, что многие мои коллеги тоже давно очарованы этим древним материалом, а одна подруга и вовсе поделилась своей подборкой в ответ. В этот момент я поняла, что грех если не попытаться систематизировать это всё, то хотя бы не собрать вместе. Конечно, на фундаментальный труд о происхождении и эволюции кирпича я этой записью в блоге не замахиваюсь, но отдать должное столь волшебному материалу хочется.

Мы все очень хорошо представляем себе, как обычно кладётся кирпич, но когда видим что-то подобное следующей картинке, стена в эстетическом плане начинает работать совершенно иначе. От того, что кирпичи кладутся под углом, не только сама «ткань» стены становится иной, появляется ещё и тема необычных зубчатых откосов. Если эту «ёлку» продолжить в кладке плитки на прилегающей к стене зоне, можно добиться весьма интересного результата.

Вот другой пример занятной укладки со сменой направлений (правда, весьма запутанного алгоритма).

Или такая диагональная укладка, только не в плоскости стены, а под углом к ней.

Причём все эти примеры явно придуманы не вчера, а стали следствием изысканий, проводившихся человеком на протяжении долгих лет. Современные архитекторы просто осмыслили всё немного по-новому, в то же время подобный элемент вполне мог бы присутствовать на каком-нибудь готическом портале!

На самом деле такая декоративность может быть гораздо сложнее и богаче, превращая стену в настоящий орнаментальный ковер. В подобных удивительных произведениях (как, кстати, и в тканых коврах тоже) меня как обывателя просто поражает сложность расчета рисунка на замкнутых площадях.

Вот, например, новая башня в здании государственного архива в Дуйсбурге.

Вблизи она выглядит так.

Удивительно, но только сейчас я обратила внимание, что здесь на крыше, как и в нашем конкурсном проекте, применена кирпичная кладка. Похоже, идея использовать кирпичи на скате кровли для снегозадержания пришла в голову не только нам.

Вот еще удивительные орнаментальные кирпичные композиции, которым нужно было вписаться в строго ограниченные контуры фасада стены.

Хотя современные реалии таковы, что можно особо и не заморачиваться с вписыванием орнамента в какие-то рамки.

Ещё один момент – плавное затухание одного рисунка (или просто фактуры) и превращение его в другой. Очень современная тема, требующая вдумчивого подхода при укладке.

Но если подобная «штрихкодовая» беспорядочность уже не кажется открытием (популярна она давно и используется не только в кладке, но и в разметке оконных проёмов на фасаде, к примеру), орнаменты, которые то исчезают, то, наоборот, выявляются, у меня лично вызывают восторг.

Причём, такие объёмные орнаменты могут быть геометрически совсем не упорядочены, просто повинуясь руке архитектора и живя своей собственной декоративной жизнью.

Можно столкнуться даже с какими-то орнаментами, которые практически превращаются в скульптуру, выходя из плоскости стены и развиваясь как объемные элементы.

Формообразующая пластика фасада – это уже часть архитектуры.

Мне очень понравился проект малоэтажного офиса в Иране (архитекторы Ахмад Батаей и Фаршад Мехдизада) с противопоставлением криволинейного и прямоугольного объемов, выполненных в кирпиче очень неожиданным для этого материала образом.

Всё идёт от формы фасада, превращаясь в фактуру стены.

Интересный пример кирпичной кладки можно увидеть на небольшой реконструированной выставочной галерее в Шанхае.

Здесь был использован кирпич, оставшийся от первоначального фасада. Укладывался он специальным роботизированным манипулятором, с помощью которого у стены удалось создать волнистую поверхность.

Надо сказать, китайцы не остановились на достигнутом. Продолжая эксперименты с цифровыми технологиями, в очередном своем творении архитектор Филипп Ф. Юань сымитировал движение воды в кирпиче, создав столь яркий образ с глубокими культурными корнями, что разглядывать его хочется бесконечно. Ресторан и частный клуб « Lanxi » расположен в Международном парке нематериального культурного наследия в китайском Чэнду.

Лабораторная вариация на эту тему – возведение двойной двояковыпуклой кирпичной стены в Высшей школе дизайна Гарвардского университета. Размер у неё довольно небольшой, да и кирпич деревянный, зато предельно понятно, как это всё делается.

с помощью специального манипулятора

В этих пластичных изгибах кирпичных стен за счет постоянно меняющейся разреженности строительного материала появляется ещё одна интересная тема: прозрачная кирпичная кладка, чередующаяся с непрозрачной. Примеров здесь масса – им можно было бы посвятить отдельную статью.

Кирпичная мода — 2021. Что сейчас носят на фасаде?

ИмхоДом › Форумы › теплая керамика и кирпич › Кирпичная мода — 2021. Что сейчас носят на фасаде?

  • В этой теме 5 ответов, 3 участника, последнее обновление 7 месяцев назад сделано День за днем .
  • Томск

Тема для обмена идеями кирпичных фасадов.

Очень интересное стильное цветовое сочетание — это сочетание белого и серого цветов облицовочного кирпича. Серо-белая нордическая гамма — это всегда стильно и очень привлекательно.

Дом смотрится лучше, если есть поэтажное разделение дома, скажем, цоколь отделен от первого этажа, первый от второго и т.д.

Разделить фасад горизонтально можно:

  • цветом;
  • отличающимся от основной кладки расположением кирпича, например, вертикальным, уголком, с обрамлением или без него;
  • с помощью карнизов посередине дома.

Карнизы могут быть легкими, массивными и ужасающе массивными. Для обычного дома нужны небольшие карнизы, легкие и изящные.

Проемы можно оформлять только сверху либо сделать также окантовку по бокам.

Классическим считается вертикальное расположение кирпича с большим выделяющимся элементом по центру.

Кирпичи можно класть в один и в два ряда (тычковых и ложковых), или в 1ложок-2 тычка-1-2 и. т. д., чередуясь через кирпич. Верхний тычок также может несколько выдаваться из плоскости стены, это выглядит очень тонко и изысканно. Сверху проема можно сделать буртик.

Оформление углов — Это один из самых популярных вариантов декорирования фасада. Углы можно лишь немного выдвинуть относительно основной кладки дома (на 2-4 см) или сделать так не по всей высоте, а прямоугольниками. Можно усложнить прямоугольники, проделав в них углубления и др.

Оригинально смотрятся и фигурные стены, когда стена идет с расширением вверх.

Интересное решение – полоски по краю фронтонной части под кровлей.

Цветной, фактурный и фасонный кирпич – «делает фасад более живым, естественным, природным».

Н е обязательно покупать дорогой импортный кирпич ручной формовки, можно добиться такого же эффекта на фасаде с помощью недорогого кирпича – рабочего или лицевого, но который идет в отбраковку по цветности

Украшает фасад тычковая кладка. Можно сделать дом полностью из такого кирпича.

Узоры с помощью декоративной кладки. Важно, чтобы кирпич по тону не сильно отличался друг от друга, иначе будет слишком резкий рисунок. Весь дом украшать таким образом, наверное, не стоит, но отдельные небольшие фрагменты стен – можно: эркер или его низ, пристройку, под окнами и т.д.

В целом фасад смотрится очень выигрышно, если на нем сочетаются два или три материала: кирпич и штукатурка, кирпич и дерево и т.д. Штукатурку лучше наносить вверху здания, поскольку там она находится под свесами крыши и защищена от дождя, плюс наверху не так заметны трещинки (если они вдруг появятся).

С помощью лепнины или оштукатуривания можно оформить и отдельные элементы фасада, например, углы, оконные и дверные проемы.

Если дом уже построен, то декоративные элементы можно установить на готовый фасад после его постройки. Думаю, что если даже повесить светильники в стиле лофт, проведя к ним проводку по фасаду с помощью декоративных состаренных труб и таких же коробок, даже самый безнадежно пустынный фасад будет смотреться иначе.

А у вас есть что сказать про кирпичный фасад?

  • Томск

красивые фасады кстати

  • Томск

А говорят что силикатный кирпич по фасаду будет чуть ли ни вдвое дешевле, чем керамический. Кто в курсе?

  • Зональный

Популярные способы художественной кладки

данный вид кладки нельзя использовать при обустройстве вентилируемого фасада. Дело в том, что отдельно стоящая стенка имеет толщину в полкирпича. Больше делать нецелесообразно из-за увеличивающейся на фундамент нагрузки, а так же из соображений экономичности.

Обратите внимание, что на шести картинках выше мы видим стены толщиной в один кирпич. А так как в отдельно стоящей стенке всего полкирпича, для вентилируемого фасада или, допустим, для внутренней перегородки такие способы кирпичного декора не подойдут.

Читайте также  Как заводить углы из кирпича на цоколь?

Кладка в 0,5 кирпича может вестись только ложковыми рядами. Соответственно, никакой перевязки за счёт тычковых рядов не будет, а потому применяться могут только те схемы, где нет тычковых рядов. В качестве примера мы привели три варианта снизу.

  • Томск

А говорят что силикатный кирпич по фасаду будет чуть ли ни вдвое дешевле, чем керамический. Кто в курсе?

А откуда везти этот дешевый кирпич планируете?

А в качестве плюсов-минусов один весомый аргумент: раньше силикатные заводы были в каждой области несколько, а теперь нигде нет

  • Томск

Продолжим про дизайн кирпичных фасадов!

Самый популярный вариант: облицовочный кирпич и штукатурный фасад. Это сочетание материалов можно назвать классикой.

Баварская кладка:

ТОП 10 проектов загородных кирпичных домов 2020 года по версии компании Азбука Строительства

10. Проект дома в пос. Ленинское

В нём удачно сочетаются современные тенденции и классические представления о загородном доме. Отделка фасадов белой штукатуркой, вставки теплого дерева, наличие больших окон и простые архитектурные формы делают дом очень современным. Но при этом за счет скатной кровли, деревянных ограждений и террас, объединяющих коттедж с ландшафтом, он воспринимается очень традиционно и уютно.

Дом без декоративных излишеств, отлично смотрится за счет найденных пропорций. Благодаря этому он замечательно впишется, как в лесной сосновый пейзаж, так и в традиционную коттеджную застройку поселков вокруг Петербурга.

9. Проект дома «Первый луч»

Проект двухэтажного кирпичного дома площадью 190 кв. м. Фасады коттеджа лаконичны и вместе с тем выразительны. Остроту образу придает простая двускатная несимметричная кровля с покрытием из цементнопесчаной черепицы.

Кирпичная кладка фасадов выполнена двуцветном варианте. До верха окон первого этажа использован кирпич плотной цветовой гаммы, за тем, после разделительной полосы, опоясывающей здание по всему периметру, использован более светлый кирпич. Оконные проемы акцентированы по высоте вставками из деревянного планкена.

8. Проект дома АС-339

В процессе создания современного жилого дома в первую очередь мы ориентировались на предпочтения будущего владельца, которое заключаются в оригинальности дизайна, функциональности помещений и общем комфорте жилья. Это просматривается в данном проекте: открытость и воздушность. Благодаря панорамному остеклению стираются границы между жилым помещением и внешней средой. Близость и визуальный контакт с природой обеспечиваются также посредством создания террас и балконов.

7. «Барнхаус»

Архитектура в стиле Barnhouse, олицетворяет собой баланс между прошлым и будущем. Он отражает простоту форм и легко вписывается в любой ландшафт.

6. Проект дома в Ивановских Порогах

Дом в классическом стиле из газобетона площадью 190 кв. м. индивидуально разработан архитектором компании Алексеем Килевником .

Дом имеет в плане простую прямоугольную форму и как следствие, простую вальмовую четырехскатную кровлю. Живописную индивидуальность коттеджу придает навес на кирпичных колоннах объединяющий автостоянку и крыльцо главного входа. Центральная ось главного фасада выявлена треугольным фронтоном с круглым слуховым оном. На этой же оси расположена входная дверь. Равновесие композиции добавляет крытая терраса для отдыха на свайном фундаменте, расположенная с правой стороны здания. Кровлю террасы поддерживают тонкие легкие стойки. Почти на всех фасадах прослеживается симметричная расстановка оконных и дверных проемов.

Чистоту и отточенность архитектурных решений подчеркивают декоративные детали в классическом стиле из светлого кирпича — угловые русты и карнизы, обрамления окон, капители колонн и замковые камни довершают классический образ здания.

5. Дом в КП «Сувантоярви»

Еще один проект, разработанный архитектором Алексеем Килевником -загородный дом с мансардным этажом общей площадью 219 кв. м.

Фасады коттеджа выполнены в легком современном стиле — декоративная штукатурка с деревянными вставками из планкена. Колонны главного входа и террасы акцентированы облицовочным камнем. Цветовая гамма всех элементов может быть изменена в соответствии с любыми пожеланиями. Двускатная простая кровля формирует треугольные фронтоны в верхней части фасадов, делая их форму чистой и легкой для восприятия.

4. Проект дома «Де Стайл»

Основной принцип проектирования современных домов — создание архитектуры «вне времени». Создать среду обитания человека в виде объемно – пространственной композиции, в которую в течение жизни можно добавлять аксессуары, при этом суть пространства не измениться.

Технологические и эстетические особенности клинкерного кирпича в современной архитектуре Текст научной статьи по специальности « Технологии материалов»

Аннотация научной статьи по технологиям материалов, автор научной работы — Божко Юлия Александровна

В настоящее время большую популярность в качестве облицовочного материала набирает клинкерный кирпич . В России его выпускают всего несколько заводов. Этот кирпич должен отличаться повышенными характеристиками по целому ряду признаков: марке до М1000, морозостойкости до F300, водопоглощению до 6%. Такие характеристики достигаются за счет использования глинистого сырья, обладающего широким интервалом спекания. Такое сырье хорошо поддается различным методам окрашивания и декорирования. Для получения темных цветов кирпича необходимо обеспечить в печи обжига определенную газо-воздушную среду. Для получения нетрадиционных цветов (ярко-желтого, зеленого, синего, фиолетового и др.) используется глазурирование и ангобирование .

Похожие темы научных работ по технологиям материалов , автор научной работы — Божко Юлия Александровна

TECHNOLOGICAL AND AESTHETIC FEATURES CLINKER BRICK IN MODERN ARCHITECTURE

At the moment more popular as a facing material gains clinker bricks. In Russia it produced only a few plants. This brick should differ increased performance on a number of characteristics: the Marche to the M1000, frost resistance up to F300, water absorption up to 6%. These characteristics are achieved through the use of clay materials with a wide interval of sintering. For dark colors of brick it is necessary to provide in the kiln a certain air-gas environment. For obtaining non-traditional colors (bright yellow, green, blue, purple, etc.) used coating and engobe .

Текст научной работы на тему «Технологические и эстетические особенности клинкерного кирпича в современной архитектуре»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КЛИНКЕРНОГО КИРПИЧА В СОВРЕМЕННОЙ АРХИТЕКТУРЕ

TECHNOLOGICAL AND AESTHETIC FEATURES CLINKER BRICK IN MODERN

Аннотация. В настоящее время большую популярность в качестве облицовочного материала набирает клинкерный кирпич. В России его выпускают всего несколько заводов. Этот кирпич должен отличаться повышенными характеристиками по целому ряду признаков: марке до М1000, морозостойкости до F300, водопоглощению до 6%. Такие характеристики достигаются за счет использования глинистого сырья, обладающего широким интервалом спекания. Такое сырье хорошо поддается различным методам окрашивания и декорирования. Для получения темных цветов кирпича необходимо обеспечить в печи обжига определенную газо-воздушную среду. Для получения нетрадиционных цветов (ярко-желтого, зеленого, синего, фиолетового и др.) используется глазурирование и ангобирование.

Ключевые слова: клинкерный кирпич, глиномасса, объемное окрашивание, ангобирование, глазурирование.

Abstract. At the moment more popular as a facing material gains clinker bricks. In Russia it produced only a few plants. This brick should differ increased performance on a number of characteristics: the Marche to the M1000, frost resistance up to F300, water absorption up to 6%. These characteristics are achieved through the use of clay materials with a wide interval of sintering. For dark colors of brick it is necessary to provide in the kiln a certain air-gas environment. For obtaining non-traditional colors (bright yellow, green, blue, purple, etc.) used coating and engobe.

Key words: clinker brick, the clay mass, body painting, coating, engobe.

Облик современных городов стремительно меняется, появляются значимые архитектурные объекты, которые отличаются особым статусом — административные здания, музеи современного искусства, торговые галереи, бизнес-центры и огромные жилые комплексы. Строительство таких объектов требует не только оригинальных архитектурных решений, но и использования современных облицовочных материалов. К таким материалам можно с уверенностью отнести клинкерный кирпич. Он позволяет сохранить классический стиль, одновременно придав фасаду здания индивидуальность за счет богатой цветовой гаммы [1].

В самом же производстве облицовочного кирпича внимание сосредоточено на совершенствовании технологии, улучшении качества выпускаемой продукции и расширении ассортимента. На сегодняшний момент в России работают только три технологические линии, мощность каждой из которых не более 30 млн шт. в год. Перед промышленностью строительной керамики в нашей стране стоит задача по скорейшей организации производств по выпуску клинкерного кирпича. Это довольно сложная задача, так как одним из проблемных мест являются сырьевые материалы [4]. При строительстве нового производства следует предусматривать установление автоматизированных и высокомеханизированных технологических линий на базе современного отечественного и импортного оборудования.

Проектировщики и архитекторы всё чаще стали использовать клинкерный кирпич в качестве облицовочного материала стен, а широкая цветовая гамма позволяет воплощать даже смелые идеи. Одним из самых ярких современных проектов, в котором используется фасадный клинкерный кирпич отечественного производства, является жилой комплекс «ЗИ-ЛАРТ» (рис.1), расположенный в Москве на территории бывшего завода им. И. А. Лихачева (ЗИЛ) на берегу Москвы-реки [2]. На рисунке 2 изображен жилой комплекс из импортного клинкерного кирпича.

Рисунок 1 — Один из домов жилого комплекса «ЗИЛАРТ» (г. Москва)

Клинкерный кирпич отличается от лицевого керамического кирпича по целому ряду признаков. Он должен иметь марку по прочности от М300 до М1000, морозостойкость от марки Б75 до Б300, водопоглощение клинкерного кирпича должно быть не более 6 %, кисло-тостойкость не менее 95 % [3]. Помимо улучшенных качественных характеристик, клинкерный кирпич имеет отличительные эстетические характеристики — цветовые переходы оттенков, которые получаются благодаря высокой температуре обжига.

Читайте также  Кессон для скважины из кирпича

Рисунок 2 — Жилой комплекс с облицовочным клинкерным кирпичом «Дом на Бурденко» (г. Москва)

Получение изделий с такими свойствами во многом зависит от используемого глинистого сырья, которое должно быть спекающимся, и желательно с широким интервалом спекания (не менее 100 °С). На эту роль хорошо подходят аргиллитоподобные глины. Их технологические свойства обусловлены происхождением этих глин, структурными особенностями и химико-минералогическим составом. Химический состав аргиллитоподобных глин характеризуется высоким содержанием БЮ2 — 52,0-64,0 %, АЬОз — 15,0-24,0 % и Бе20з- 4,0-7,0. Характерной особенностью керамики является ее способность хорошо воспринимать различные методы окрашивания и декорирования [4].

Существенным преимуществом способа объемного окрашивания (изделие имеет практически однородный цвет по всему объему) является то, что долговечность цветовой палитры практически равняется долговечности изделия. Рекомендации по использованию этого способа учитывают конкретные сырьевые материалы и технологию. К основным способам получения цветных керамических масс можно отнести: использование смесей естественно окрашенных глин, применение «чистых» красящих оксидов (железо, марганец, хром и др.), ввод в глиномассу природных красителей (гематитовые, марганцевые, железные руды, охра, мел, глауконитовый песок и др.). При этом стоит учитывать особенности переработки таких добавок для получения качественных изделий [5].

На рынке облицовочного кирпича сейчас ощущается острая необходимость графитовых и серых цветов кирпича (рис. з). Получение изделий этих оттенков возможно и технологическими методами. Например, обеспечением в печи обжига определенной газо-воздушной среды (окислительная, восстановительная). Так, можно способствовать восстановлению присутствующего в глиномассе железа, что влечет за собой изменение цвета изделия до черного, а в некоторых случаях приводит к наличию зеленых вкраплений. Повышением температуры работы горелок в определенных зонах печи можно добиться появления на лицевых гранях изделий темных пятен, что является особо ценной отличительной особенностью клинкерного кирпича.

Рисунок з — Применение клинкерного кирпича серо-фиолетового цвета

Отдельным направлением в архитектуре является использование на фасаде ярких и нетрадиционных для кирпича цветов — зеленого, ярко-желтого, голубого, розового, фиолетового и других. Получить такие цвета из натурального сырья невозможно, поэтому разрабатываются технологии по поверхностному декорированию облицовочного кирпича.

К способам поверхностного декорирования относят глазурирование, ангобирование и офактуривание. Глазурирование керамического кирпича осуществляется путем покрытия обожженного изделия тонкой (0,1 — 0,3 мм) стекловидной пленкой, закрепление которой на поверхности происходит вторичным обжигом [6]. Для приготовления глазурей используют тонкоизмельченные и очищенные глины, кварц, мел, доломит, марганцевую руду, перлит и др. Окраска глазурей происходит путем введения в них от 2 до 10% различных красящих оксидов, так оксид хрома придает зеленую окраску, оксид железа — желтую, оксид марганца -коричневую. Правильно подобранная глазурь не только повышает декоративные свойства изделий, но и способствует увеличению их механической прочности, непроницаемости жидкостями и газами, защищенности от агрессивных воздействия кислот и щелочей. На рисунке 4 изображен пример применения глазурованного кирпича на фасаде многоэтажного жилого дома.

Ангобирование осуществляется путем покрытия поверхности сырца светложгущейся сметанообразной легкоплавкой глиняной массой, закрепляемой на материале последующим обжигом. Ангоб при обжиге не образует расплава, и поэтому декоративная поверхность получается матовой. Для обеспечения прочного сцепления ангобного слоя с основным черепком необходимо, чтобы у обоих слоев были согласованы величины воздушных и огневых усадок [7]. Поэтому толщина ангобного слоя должна быть не более 0,2 мм. Хорошее спекание ангоба с основным материалом достигается при температурах обжига 890 — 1000°С. Исходным сырьем для изготовления ангобов являются светложгущиеся глины, белый кварцевый песок, стеклянный бой, различные пигменты.

Рисунок 4 — Использование глазурованного кирпича на фасаде жилого дома

Под фактурой понимается характер рельефной обработки поверхности керамических материалов и изделий, позволяющих придать им дополнительную художественную выразительность. Офактуривание производится при формовании или допрессовке сырца и осуществляется «накатом», вдавливанием, прочесыванием, процарапыванием или торкретированием.

Торкретирование — нанесение цветной минеральной крошки (песок, шамот, бой стекла) на поверхность сырца с помощью сжатого воздуха.

С помощью «наката» и вдавливания на сырце образуется рельеф — выпуклое изображение, возвышающееся над отделываемой поверхностью, или контррельеф — изображение, вдавленное в толщу материала [8].

Клинкерный кирпич является перспективным облицовочным материалом для использования как в частном строительстве, так и в строительстве современных жилых комплексов и административных зданий. Строительство новых заводов в России и модернизация имеющихся технологических линий позволит сделать этот вид кирпича не только востребованным, но и доступным на рынке современных строительных материалов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Божко Ю.А., Лапунова К. А. Роль облицовочного кирпича в архитектуре современных городов юга России // Материалы Международной научно-практической конференции Теория и практика дизайна, Томск, 2016. С. 74-77.

2. Саенко Э.Г., Корепанова В.Ф., Гринфельд Г.И. Возможности фасадного клинкерного кирпича марки «ЛСР» в замещении импорта // Строительные материалы, 2016. №4. С. 68-72.

3. ГОСТ 530-2012 Кирпич и камень керамические. Общие технические условия.

4. Котляр А. В. Технологические свойства аргиллитоподобных глин при производстве клинкерного кирпича // Вестник ТГАСУ, 2016. № 2. С. 164 — 175.

5. Котляр А. В, Козлов А. В. Классификация камнеподобного глинистого сырья по степени размокаемости // Актуальные проблемы строительства, строительной индустрии и промышленности: сборник материалов XVII Международной научно-технической конференции, Тула, 2016. С. 79 — 80.

6. Езерский В. А. Клинкер. Технология и свойства // Строительные материалы, 2011. № 4. С. 79 — 81.

7. Альперович И.А. Внедрение технологии производства лицевого кирпича объемного окрашивания // Строительные материалы, 1993. № 1. С. 2-4.

8. Лысенко Е.И., Козлов А.В. Технология керамических материалов и изделий // Ростов-на-Дону, РГСУ, 1998. С. 47 — 51, 56.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Божко Юлия Александровна ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет», г. Ростов-на-Дону, Россия, аспирант 2-го года обучения кафедры «Строительные материалы», E-mail: ovdun_yrs@mail.ru

Bozhko Julia Aleksandrovna FSEI HE «Don State Technical University», Rostov-on-Don, Russia, post-graduate student of the second year department of building materials, E-mail: ovdun_yrs@mail.ru

Корреспондентский почтовый адрес и телефон для контактов с автором статьи: 344022, г. Ростов-на-Дону, ул. Социалистическая, 162, АСА ДГТУ, корпус №5, каф. «Строительные материалы» 8-961-295-03-07

Три лучших кирпичных здания России по версии Brick Award Russia 2017

Частный дом, многоквартирный жилой комплекс и бизнес-центр, которые можно считать главными кирпичными объектами года.

Премию, учрежденную кирпичным концерном Wienerberger, вручают раз в два года. В 2017 Россию впервые выделили как отдельный регион со своим конкурсом, и это результат положительной оценки кирпичного строительства в нашей стране — есть очень достойные проекты, и архитектурная мода на кирпич постепенно возвращается.

Номинация «Жить вместе»

Жилой дом из кирпича

Проект: Жилой дом на улице Бурденко

Архитектор: Sergey Skuratov Architects

Место: Москва

Сергей Скуратов, пожалуй, один из самых больших ценителей кирпича в России — в частности компании Hagemeister. Чтобы найти материал для дома на улице Бурденко, архитектор отправился на завод в Германию, где долго выбирал подходящий цвет и фактуру. Нужное сочетание нашли в дальнем углу склада: им оказался забытый по сроку давности микс кирпича Gent и безымянной модели, которой затем дали имя в честь будущего дома — Burdenko.

Эффект «случайного расположения кирпичей» ни разу не случаен — команда бюро кропотливо прорисовывает все комбинации, исключая дубли в текстуре.

Номинация «Работать вместе»

Офисный или промышленный объект из кирпича

Проект: Бизнес-квартал «Арма»

Архитектор: «Сергей Киселёв и Партнёры»

Место: Москва

Ранее здесь располагался Московский газовый завод, построенный еще в 19 веке, а в 2011 началась реконструкция комплекса в бизнес-центр. Самая узнаваемая часть проекта — круглые газгольдеры, которые роднят «Арму» с европейскими переоборудованными заводами такого же типа. Территория бизнес-квартала включает 4 кирпичных резервуара и 9 корпусов, в которых работают магазины, рестораны и салоны красоты.

Архитекторы дополнили оригинальные здания современными пристройками, максимально сохранив фасады из красного фабричного кирпича. Сколотые части восстановили, стены покрыли консервирующим раствором. Для реставрации взяли кирпич Remmers — немецкой компании со специализацией на сохранении, ремонте и восстановлении зданий.

Номинация «Чувствовать себя как дома»

Частный дом из кирпича

Проект: частный дом в Шатуре

Архитектор: Le atelier

Место: Москва

Один дом, который выглядит как три — об этом запоминающемся проекте мы уже подробно рассказывали. Архитектура стала ответом на разномастное окружение, характерное для этого района: старые деревянные дома рядом с новыми зданиями из пластика или кирпича, заброшенные недостроенные объекты с заколоченными окнами и особняки-дворцы. Поэтому проект Le atelier тоже «пестрит», не так, а по-хорошему — со вкусом.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: